Какие системы активной помощи водителю должны быть на транспортном средстве?

  • Автор
системы активной помощи водителю
Автомобильный компьютер способен самостоятельно выполнять поворот и тормозить. Датчики пищат и вибрируют, отображая сообщения – вспомогательные системы вмешиваются везде. Какие из них могут быть полезны в машине?
Электронные помощники водителя похожи на ангела-хранителя, невидимого инструктора вождения или… паникующего пассажира. Они могут внезапно нажать на тормоза, когда ситуация угрожает аварией, повернуть рулевое колесо, когда автомобиль выходит за пределы полосы, и показать многие другие трюки.

Как правило, автомобильные датчики должны заботиться о безопасности, спасении человеческих жизней. Тем не менее, когда автомобильный компьютер очень раздражает водителя, он деактивирует функции. Стоит ли обращать внимание на чрезмерную заботливость, или несовершенство конструкции? Разумеется – да, поскольку электронные помощники имеют разное предназначение, хотя не каждый датчик работает идеально. Но и не каждый будет выполнять свою задачу плохо.

Поэтому, если эти системы могут спасти жизни людей в критических ситуациях, лучше иметь такой козырь в рукаве. Другой проблемой является уровень доверия. Недавний случай, произошедший с тесла в США, когда якобы был запущен автопилот, и заявления представителей Audi и Mercedes показывают, что электронике нельзя доверять абсолютно. Кроме того, чрезмерное доверие работает и в другую сторону – чем чаще автомобильный компьютер среагирует правильно, тем меньше внимания концентрируется водителем на процессе управления.

Современное состояние технологии пока не позволяет, к счастью или сожалению, заменить водителя в любой ситуации. Вопрос заключается в том, произойдет ли такое вообще, хот производители автомобилей обещают. Какие же электронные помощники необходимы в автомобиле, несмотря на свою стоимость?

Тормоза против перемещения


Например, машина стоит на светофоре, и сзади на высокой скорости в неё врезается другой автомобиль. Ультразвуковые датчики оценки риска воздействия на машину в последнюю минуту заблокируют тормоза, чтобы «закрепить» наш автомобиль. Все это для того, чтобы свести к минимуму риск удара в, стоящий впереди, другой транспорт.

Такая система дорого не стоит, технически не требует много дополнительного оборудования и при ежедневном использовании не раздражает излишне. Следовательно, может быть полезной на борту.

Поставарийные тормоза


В случае столкновения автоматическое включение тормозов позволит предотвратить дальнейшие столкновения рикошетом. Например, машина ударилась о барьер на шоссе, отлетела от него, а поставарийные тормоза уменьшат риск бесконтрольного выезда на встречную полосу.

Система предусмотрена в стандарте многих моделей фольксвагена, и должна быть доступной в каждом автомобиле – она не требует установки каких-либо сложных агрегатов и датчиков. После столкновения позволяет избежать неконтролируемых дальнейших столкновений, пассажиры подвергаются меньшим перегрузкам и, возможно, ситуация не пойдет дальше первой аварии.

Датчик перпендикулярного движения


Ситуация касается автомобиля, запаркованного перпендикулярно к дороге. Когда необходимо вернуться на улицу, водитель видит в зеркалах массивный столб и другой автомобиль. Одним словом, большинство пытается медленно выезжать вслепую в надежде, что другие водители заметят первыми и правильно среагируют. Стресс за рулем значительно снизится, когда сработает автомобильный датчик перпендикулярного движения. Он анализирует ультразвуковые элементы и, когда определит приближение транспортного средства, водитель услышит звуковой сигнал, увидит вспышку индикатора. Если после этого автомобиль не остановится и система определит возможную опасность столкновения, автоматически активируются тормоза.

Есть ситуации, в которых задний ход без этой системы выглядит просьбой о катастрофе. Модуль не требует больших затрат по сравнению с преимуществами.

Датчик экстренного торможения


Система обнаруживает движущиеся и стоящие впереди объекты, вычисляет расстояние и скорость приближения к ним. Если поступают тревожные результаты, сначала звучит предупреждение водителю и увеличивается давление в тормозной системе. Далее начинается торможение. Возможность столкновения сводится к минимуму. Чувствительность срабатывания элементов можно отрегулировать. Система использует радар и стереокамеру.

В городском движении, где обычно расстояние между автомобилями небольшое, приспособление может раздражать водителя излишними сигналами, но в значительной степени предотвращает вероятность столкновений и наездов. Правильная работа блока также зависит от погодных условий – когда идет дождь, радар может действовать хуже.


City-Stop


Это упрощенная версия системы предупреждения столкновений, работающая на более низких скоростях (макс. 80 км/ч). Модель использует менее сложные датчики (лазер, камеры моно) и может обнаруживать препятствия такие как, например, стоящие автомобили, мотоциклы и даже пешеходов. Сигналами предупреждает водителя и автоматически тормозит.

Более простые датчики чаще ошибаются, чем стереокамеры. Автомобиль, оснащенный этим прибором, может удивить водителя резким торможением перед… шлагбаумом на стоянке. Однако способен защитить от разбивания фар.

Датчик движения в пробке


Система определяет пределы полосы по линиям, а в некоторых случаях, расстояние до соседнего транспортного средства. Датчики позволяют автоматически ускоряться, тормозить, поддерживать постоянную дистанцию и держать машину в пределах полосы.

Несмотря на идею автономного вождения, это больше похоже на элемент комфорта – водитель в реальности должен только держать руки на руле, в то время как автомобиль самостоятельно движется в пробке. Если же остановка длится слишком долго, автомобиль не будет двигаться сам – водитель должен при помощи кнопки или нажатием на акселератор включить систему. В результате автомобиль начинает движение с опозданием, чем часто пользуются другие участники дорожного движения, чтобы втиснуться перед капотом.


Модуль избежания бокового удара


В отличие от датчика слепого пятна и смены полосы движения эта система предотвращения бокового столкновения может реагировать при аварийном движении на соседней полосе. Срабатывает, когда определяет риск столкновения.

Но боковые столкновения можно легко избежать и без помощи этой техники.

Автоматическая парковка


Автомобиль сам паркуется, и может войти в пространство параллельно либо перпендикулярно. Нужно только запустить функцию сканирования, а затем просто нажимать на газ и тормоз.

Для водителей, имеющих проблемы с парковкой, эта функция будет спасением. Для остальных совершенно бесполезна.

Система огибания препятствий


Препятствие, резкое торможение, поворот рулевого колеса – маневр электроники для огибания препятствия. Система регулирует, например, гидроусилитель рулевого управления, или даже меняет передаточное отношение, если была установлена такая опция в автомобиле. Цель состоит в том, чтобы ускориться, затормозить и маневрировать, помогая водителю управлять автомобилем.

В критический момент такой датчик может спасти ситуацию, а, значит, должен быть в каждом автомобиле без дополнительной оплаты.


Датчики удержания полосы движения


Видеокамеры определяют полосу движения, электроника, с использованием соответствующих программ, влияет на систему усилителя рулевого управления, удерживает машину в пределах своей полосы. Однако водитель должен держать руки на руле – если датчики обнаруживают отсутствие сопротивления, система выключается, и водитель вынужден управлять сам.

До тех пор, пока полосы на проезжей части дороги видны, все работает отлично. Хуже, когда они видны двойными, либо блеклыми, во время реконструкции покрытия. Тогда система теряется.


Система смены полосы движения


Датчики мониторят область позади автомобиля. Модуль способен распознавать быстро приближающееся автомобили на расстоянии до 150 метров. Если в этот момент водитель попытается изменить полосу движения, прозвучит предупредительный сигнал, возможно, даже произойдет коррекция курса, чтобы уберечь от столкновения с опережающим транспортным средством.

Это важная особенность является технически более сложной, чем обычный контроль слепых пятен зеркал. Иногда датчики могут неправильно сопоставлять информацию или слишком тщательно работать.


Система контроля езды с прицепом


Модуль помогает водителю при маневрировании прицепа. Диапазон функций зависит от модели автомобиля, где установлены датчики.

В Audi Q7 приспособление позволяет менее опытным водителям без проблем двигаться задним ходом с прицепом. Вручную устанавливается только угол поворота, остальное берет на себя электроника. В Tiguan система работает хуже, не может продемонстрировать все возможности, которые имеет Audi. Единственным, чего не хватает Q7, является возможность вывода изображения с камеры, которая может быть установлена на прицепе.

Датчик слепого пятна


Датчики в заднем бампере или оправе зеркал наблюдают за слепым пятном, или областями по бокам транспортного средства, которых водитель не видит ни краем глаза, ни в зеркало. Когда система обнаруживает присутствие объекта в мертвой зоне, сигнализирует лампочкой, помещенной на зеркале. Если водитель включит поворот, и будет пытаться изменить полосу движения, подается звуковой сигнал, и загорается индикатор.

Слепое пятно зеркала являются частой причиной происшествий, следовательно, датчики в этой области очень важны и должны быть доступными во всех классах автомобилей. На практике, однако, это не так. Мало того, что эта технология еще не совершенна. Датчик в реальности может среагировать на фонари на дороге, барьеры и прочее. Но никогда не пропустит машину, так что желательно установить его.


Head-Up Display


Head-Up дисплей отображает на ветровом стекле или, в менее дорогих автомобилях, на клавиатуре стекла из плексигласа над часами, наиболее важные показатели езды.

В принципе это отличное решение, но не каждый производитель реализует идею хорошо. Лучшие дисплеи на лобовом стекле можно найти в BMW и Audi – отличная графика.


Датчик дистанции


В модуле используется радар, отслеживающий движущиеся объекты перед транспортным средством. Если водитель не соблюдает дистанцию или ситуация угрожает столкновением, система предупреждает водителя или даже слегка притормаживает транспортное средство.

Часто эта система требует, чтобы водитель поддерживал очень большую дистанцию – что раздражает. Однако уровень чувствительности можно регулировать.


Система ночного видения


Специальная камера показывает на экране область перед автомобилем с четкими контурами дороги, деревьев и движущихся объектов, пешеходы и животные выделяются цветом. Если система видит препятствие, подает водителю звуковой сигнал. Более дорогие модели оснащаются адаптивными фарами, когда свет может переводиться на область, в которой находится, например, пешеход или животное.

Но, за рулем следует смотреть на дорогу, а не на экран. Даже если на нем можно увидеть больше деталей, изображение создается с задержкой, не говоря уже о скорости. Лучше инвестировать в качественные фары.

Система предупреждения о выезде с полосы


Когда автомобиль начинает съезжать с полосы, датчик предупреждает водителя звуковым сигналом, также может отображать сообщение на экране или, в некоторых моделях, даже вибрировать рулевым колесом или сиденьем – без вмешательства в рулевое управление. Водитель должен самостоятельно вернуть обратно автомобиль на полосу.

Система ненадежна, часто предупреждает без причины, или пропускает пересечение полосы. Преимущество этого приспособления в выгодной цене, которая значительно ниже, чем у активных модулей, которые направляют автомобиль обратно на полосу. Однако на дорогах с четкой разметкой датчики будут работать более эффективно, а где рисунок стерся, возникнут проблемы. В общем, никогда не известно, где придется ехать.


Сканер дорожных знаков



Камера захватывает изображение в передней части автомобиля и выбирает дорожные знаки – прежде всего касающиеся режима скорости. Затем символы отображаются на экране компьютера или на плате дисплея на лобовом стекле. В некоторых автомобилях водитель получает информацию о скоростных ограничениях навигационного компьютера. Иногда появляется противоречивая информация ...

Эта система имеет один существенный недостаток: отображает ограничение скорости до тех пор, пока не поймает следующий знак, или автомобиль въедет в застроенную местность, либо на трассу высшей категории. Модуль не принимает во внимание трактование перекрестков и действие знаков. Приспособление также может по ошибке прочитать наклейку с ограничением скорости на борту грузовика или набор символов на полуприцепе, автобусе, барьере шоссе. На практике это означает, что мы никогда не можем быть совершенно уверены, что отметил сканер. Знаки лучше читать самостоятельно.

Выбирая какой-либо электронный помощник, водитель должен учитывать много факторов, но не забывать о своей роли за рулем.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.